ПЕРВЫЙ ТЕЗИС УЧЕНИЯ
БОЖИЕ ИЗБРАНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ
(O Божием Предопределении)
I
Поскольку все люди согрешили в Адаме, подпали под проклятие и обречены на вечную
смерть, Бог не поступил бы несправедливо, если бы Он пожелал оставить все человечество
во грехе и под проклятием и осудить людей за их грехи. Как говорит Апостол: "весь
мир становится виновен пред Богом" (Рим.3:19), "все согрешили и лишены
славы Божией" (Рим.3:23), "возмездие за грех - смерть" (Рим.6:23).
II
Но вот как Бог явил Свою любовь: Он послал в мир Сына Своего единородного,
дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (1Ин.4:9; Ин.3:16).
III
Чтобы люди могли быть приведены к вере, Бог милостиво посылает провозвестников
сей радостной вести к тем, к кому Он желает [послать], и в то время, в которое
Ему угодно. Через это служение люди призываются к покаянию и вере в распятого
Христа. "Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?
И как проповедовать, если не будут посланы?" (Рим.10:14-15).
IV
Божий гнев остается на тех, кто не верует этому Евангелию. Но те, кто верует
и принимает Христа Спасителя истинной и живой верой, освобождаются чрез Него от
гнева Божия и от погибели, и получают дар жизни вечной.
V
Причина (или вина) неверия, также как всех других грехов, находится не в Боге,
но в человеке. Однако вера в Иисуса Христа и спасение чрез Него являются милостивым
даром Божиим. Как говорит Писание: "Ибо благодатию вы спасены чрез веру,
и сие не от вас, Божий дар" (Еф.2:8). Pавным образом: "вам дано ради
Христа не только веровать в Него" (Фил.1:29).
VI
То, что некоторые люди в определенное время получают от Бога дар веры, а другие
нет, происходит из Его вечного установления. Ибо "Ведомы Богу от вечности
все дела Его" (Деян.15:18; Еф.1:11). Согласно этому установлению Бог милостиво
смягчает, как бы ни были тверды, сердца Своих избранных и располагает их к вере,
но по Его же справедливому суждению Он оставляет неизбранных в нечестии и упрямстве.
И именно в этом нам лучше всего раскрывается Его непостижимое, - сколь милостивое,
столь и праведное, - различение равно потерянных людей; это и есть явленное в
Слове Божием установление об избрании и осуждении. Сие установление искажается
нечестивыми, порочными и колеблющимися людьми к их собственной погибели, но оно
же дает святым и благочестивым душам невыразимое утешение.
VII
Избрание есть Божие неизменное намерение, согласно которому прежде основания
мира, по свободному изволению Своей воли и одной лишь благодати, Бог избрал из
всего человечества, впадшего по собственной вине из [состояния] непорочности во
грех и погибель, определенное число людей, - и они были не лучше и не хуже других,
ибо так же пребывали в пагубном состоянии, - к спасению во Христе, Которого еще
от вечности определил быть Ходатаем, Главою всех избранных и основанием их спасения.
Чтобы спасти этих избранных Он предрешил дать их Христу, призвать их и действенно
привлечь в общение с Ним через Свое Слово и Дух. Он решил даровать им истинную
веру во Христа, чтобы оправдать их, освятить и затем, после надежного убережения
их в общении со Своим Сыном, - прославить. Бог соделал все это, дабы явить Свою
милость, к похвале богатства Его великолепной благодати. Как говорит Писание:
"Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны
пред Ним в любви, Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению
воли Своей, В похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодетельствовал нас
в Возлюбленном" (Еф.1:4-6). И в другом месте: "А кого Он предопределил,
тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил."
(Рим.8:30).
VIII
Это избрание не есть многоразлично; оно одно и то же для всех спасаемых в Ветхом
и Новом Заветах, ибо Писание утверждает, что существуют единое благоволение, цель
и план воли Божией, согласно которой Он от вечности избрал нас к благодати и славе,
спасению и пути этого спасения, предуготованному Им для нашего хождения.
IX
Сие избрание не основывается на предвиденной вере, послушании вере, святости
или иной какой-либо заслуге и качестве, которые являлись бы предварительной причиной
или условием в избранном человеке, но, напротив, избрание служит основанием веры,
послушания вере, святости, и прочее. Именно избрание есть источник всякого блага
спасения: вера, святость и другие спасительные дары, и наконец, сама вечная жизнь,
проистекают от избрания как его плоды и результат. Как говорит Апостол: "Он
избрал нас", [не потому, что мы были, но] "чтобы мы были святы и непорочны
пред Ним в любви" (Еф.1:4).
X
Причина такого не заслуженного нами избрания есть исключительно благоволение
Божие. Оно состоит не в выборе из всех возможных человеческих качеств или поступков
каких-либо определенных, служащих условием спасения, но в принятии в Свое владение
определенных людей из всего числа грешников. Как говорит Писание: "Ибо, когда
они [дети Ревекки] еще не родились и не сделали ничего доброго или худого [...]
сказано было ей: "больший будет в порабощении у меньшего", как и написано:
"Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел." (Рим.9:11-13). А также: "и
уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни" (Деян.13:48).
. . .
XIII
В осознании этого избрания и уверенности в нем дети Божии каждодневно находят
все большее основание смирять себя пред Богом, восхищаться неисследимой глубиной
Его милосердия, очищать себя и отвечать горячей любовью Тому, Кто прежде возлюбил
их. Как далеко от истины утверждение, будто учение и размышление об избрании делают
детей Божиих небрежными в соблюдении Его заповедей или плотски самоуверенными.
По Божиему справедливому осуждению это обычно случается с теми, кто самонадеянно
полагает, что уже имеет благодать избрания, или вступает в праздные и дерзкие
разговоры о ней, не желая ходить путями избранных.
. . .
XV
Более того, вечная и незаслуженная нами благодать нашего избрания особенно
ярко освещается Священным Писанием и наиболее ясно показывается нам через свидетельство
того, что не все люди избраны, но некоторые не избраны, или не включены в Божие
вечное избрание, - те, о которых Бог на основании Своего всецело свободного, наиболее
справедливого, безукоризненного и неизменного благоволения вынес следующее решение:
оставить их во всеобщем прискорбном состоянии, куда они ввергли себя по своей
собственной вине;
не даровать им спасительной веры и благодати обращения;
но, наконец, осудить и навечно наказать этих людей (оставив их на своих собственных
путях и под Его праведным судом) не только за их безверие, но также за все другие
их грехи, чтобы явить Свою справедливость.
Таково установление об Осуждении, которое ни к коей мере не делает Бога автором
греха (кощунственная мысль!), но показывает Его грозным, безупречным, справедливым
судией и отмстителем.
XVI
Те, кто все еще действенно не испытывает в себе живую веру во Христа или полное
доверие сердца, мир совести, ревность сыновнего послушания и радость в Боге через
Христа, но кто, тем не менее, использует средства, через которые Бог обещал соделать
все это в нас, - такие люди не должны ни тревожиться об осуждении, ни считать
себя среди осужденных; напротив, им следует продолжать быть усердными в применении
этих средств, горячо желать времени более обильной благодати и ожидать этого в
почтительности и смирении. Также тем людям, которые серьезно желают обратиться
к Богу, угождать Ему одному и быть избавленными от тела смерти, но все еще не
способны ходить путями праведности и веры, как бы они хотели, следует гораздо
меньше страшиться учения об осуждении, поскольку наш милостивый Бог обетовал,
что Он не угасит курящегося льна и трости надломленной не переломит. Тем не менее,
те, кто забыл Бога и своего Спасителя Иисуса Христа и предал себя всецело заботам
мира и похотям плоти, - такие люди имеют полное основание пребывать в страхе перед
этим учением, пока они всерьез не обратятся к Богу.
XVII
Поскольку все суждения относительно воли Божией мы должны делать на основании
Его Слова, которое удостоверяет, что дети верующих святы, не по природе, но в
силу благодатного завета, в который они включены вместе с их родителями, постольку
благочестивым родителям не следует сомневаться относительно избрания и спасения
тех своих детей, которых Бог призывает из этой жизни во младенчестве.
XVIII
Тем, кто недовольно ропщет в отношении благодати незаслуженного избрания и
строгости справедливого осуждения, мы ответим словами Апостола: "А ты кто,
человек, что споришь с Богом?" (Рим.9:20) и словами нашего Спасителя: "Разве
я не властен в своем делать, что хочу?" (Мф.20:15). Мы же с почтительным
восхищением этими тайнами восклицаем вместе с Апостолом: "О, бездна богатства
и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед,
чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки.
Аминь." (Рим.11:33-36).
. . .
|