Глава 18
Кто, слушая слова апостола:
"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас
во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем
прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви, предопределив
усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу
славы благодати Своей, которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном, в Котором
мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую
Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну
Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении
полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. В нем
мы и сделались наследниками, будучи предопределены к тому по определению Совершающего
все по намерению воли Своей, дабы нам послужить к похвале славы Его" (Еф.
1, 3-12), - кто, говорю я, слушая сие внимательно и с пониманием, дерзнет сомневаться
в истине, которую защищаем? Избрал Бог во Христе прежде создания мира членов тела
Его. Но как бы избрал тех, которые еще не существовали, кроме как по предопределению?
Итак, избрал нас, предопределяя. И неужели избрал нечестивых и нечистых? Потому
что, если будет спрошено, избрал ли тех, о которых мы сказали выше, или скорее
святых и непорочных, то никто не усомнится ответить и сразу же подаст голос за
святых и непорочных.
"Следовательно,
Он предузнал, - говорит пелагианин, - кто будет святым и непорочным по своей свободной
воле, и поэтому избрал их прежде создания мира по Своему предузнанию, коим предузнал,
что такими будут. Итак, Он избрал их прежде их бытия, предопределив в сыновья
тех, которых предузнал святыми и непорочными; и конечно, не Сам Он соделал так
и не собирался делать, но предузнал, что они такими будут". Итак, рассмотрим
слова апостола и увидим, избрал ли Он нас прежде создания мира, потому что мы
собирались быть святыми и непорочными, или же для того, чтобы мы были такими.
"Благословен, - говорит апостол, - Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,
благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как
Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны".
Следовательно, не потому, что мы собирались быть, но для того, чтобы были. Как
это определенно и как ясно: потому именно мы такими будем, что Он Сам нас избрал,
предопределив, чтобы мы были такими по благодати Его. И таким образом "Он
благословил нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он
избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним
в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа". Затем, обратите
внимание, что добавляет апостол: "по благоволению воли Своей", - чтобы
в таковом благодеянии благодати не хвалились мы нашей волей, "которою Он
облагодетельствовал нас в Возлюбленном", то есть Своей волей облагодетельствовал
нас. Ибо слово "облагодетельствовал" происходит от слова "благодать",
как и "оправдывать" от "праведность". "В Котором мы имеем
искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он
в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей
воли по Своему благоволению". В сей тайне воли Своей положил богатства благодати
Своей, по благоволению воли Своей, а не нашей, которая не могла бы быть благой,
если бы Он Сам по Своему благоволению не помог бы ей стать такой. Сказав же: "По
Своему благоволению", - он добавил: "Которое Он прежде положил в Нем".
То есть в возлюбленном Своем Сыне, "в устроении полноты времен, дабы все
небесное и земное соединить под главою Христом. В нем мы и сделались наследниками,
будучи предопределены к тому по определению Совершающего все по намерению воли
Своей, дабы нам послужить к похвале славы Его".
Чрезвычайно долго будет
разбирать отдельные места. Но вы чувствуете, без сомнения чувствуете, с какой
ясностью апостольских речений защищается сия благодать, против которой превозносятся
человеческие заслуги, - будто человек что-то прежде дает, чтобы ему было воздано.
Итак, Бог избрал нас во Христе прежде создания мира, предопределив усыновить нас.
Избрал не потому, что мы сами по себе собирались быть святыми и непорочными, но
избрал и предопределил, чтобы мы были. Сотворил же сие по благоволению воли Своей,
чтобы никто на хвалился своей волей, но Божией волей в отношении себя; сотворил
сие по богатству благодати Своей, по благоволению Своему, которое прежде положил
в возлюбленном Сыне Своем, в Котором и мы сделались наследниками, будучи предопределены
к тому по намерению: не нашему, но Того, Кто все совершает, вплоть до того, что
совершает в нас и само хотение (Фил. 2, 13). Совершает же по совету воли Своей,
чтобы мы были к похвале славы Его. Потому-то мы и призываем, чтобы "никто
не хвалился человеком" (1 Кор. 3, 21), а, значит, и самим собой; но "хвалящийся
пусть хвалится Господом" (Там же, 1, 31), чтобы нам быть к похвале славы
Его. Ибо Он Сам совершает по Своему намерению, чтобы мы были святыми и непорочными,
к похвале славы Его, ради чего и призвал нас, предопределив прежде создания мира.
Из этого Его намерения происходит само призвание верных в собственном смысле слова,
которым все содействует ко благу. Ибо они призваны по намерению (Рим. 8, 28),
а дары и призвание Божие непреложны.
|